Россия, распахни малайзийцам дверь в высшее образование!

Расскажи о нас

подготовлено совместно с Алимой Джамал

На мировом рынке образовательных услуг Россия и страны бывшего СССР занимают своё почётное место. Но до господства планетарного масштаба в этой сфере еще далеко. Тенденция такова, что, несмотря на относительно высокие рейтинги вузов уровня МГУ, в качественном плане поток иностранных студентов в Россию снижается. Существует много причин возникновения этого явления, среди которых можно назвать экономические, социально-культурные, организационные и прочие. Возможно, кто-то возразит, что наоборот, иностранных студентов становится всё больше и больше. Однако, внимательный читатель, наверное, заметил, что автором общая масса студентов-иностранцев была ограничена по основанию качества. Об определении понятия «качественный студент, абитуриент» можно дискутировать долго и, на самом деле, это тема отдельного исследования. Здесь же, мы поделимся нашими наблюдениями и возможными решениями преодоления организационных барьеров на пути студентов-малайзийцев к российскому высшему образованию.

В качестве подводки

Мы выделяем несколько явных недостатков в этой связи. Во-первых, отсутствие общеобразовательных школ, в которых основная масса предметов преподавалась бы на русском языке. При этом, школа при Посольстве России в Малайзии не берется в расчет, поскольку это специализированная школа, предназначенная в первую очередь для детей сотрудников Посольства и других российских загранучреждений. Во-вторых, отсутствие организаций дополнительного образования, занимающихся подготовкой молодёжи Малайзии для обучения в вузах России. В-третьих, отсутствие государственных образовательных стандартов и на их основании учебных планов и программ, позволяющих в короткие сроки интегрировать школьников из стран, где принята за основу англо-саксонская система образования в отечественную систему образования.

Государственный образовательный стандарт

Вероятно, английский писатель и литературовед Энтони Бёрджесс, работая инспектором по делам образования в Малайзийской Федерации в 50-х годах прошлого века, мало размышлял о том, какой должна быть система образования в будущей независимой Малайзии. Но сегодня Национальная система образования Малайзии выглядит следующим образом (авторский перевод).

Национальная система образования Малайзии

Национальная система образования на уровне школ в категории государственных образовательных учреждений состоит из:
      а. Дошкольное образование
                   — Образовательная программа для учеников в возрасте от четырех до шести лет;
      б. Начальное образование
                   — Курс обучения на уровне начальной школы рассчитан на шесть лет, но может быть завершен через пять-семь лет;
                   — включает национальные школы и школы национального типа;
      с. Среднее образование
                   — включает низший и высший уровень среднего образования;
                   — Среднее образование реализуется:
                                1. в академических школах
                                2. в технических и профессиональные училищах
                                3. в религиозных национальных школах
      д. Высшее образование
                   — Образование для лиц, которые завершили
низший и высший уровень среднего образования , но не высшее образование.

Более подробно и в табличном виде это выглядит, приблизительно, так.

Школьное образование в государственных и частных школах в соответствии с национальным учебным планом.

Учебный год делится на два семестра. Первый начинается в начале января и заканчивается в конце мая; второй начинается в начале июня и заканчивается в ноябре. Возраст может варьироваться.

Система образования Малайзии в табличном виде

Уровень / КлассВозраст
Дошкольный
Дошкольная игровая группа3-4
Детский сад4-6
Начальная школа
1 класс7
2 класс8
3 класс9
4 класс10
5 класс11
6 класс12
Средняя школа (образование)
Форма 113-14
Форма 214-15
Форма 315-16
Форма 416-17
Форма 517-18
Форма 6/ Предуниверситетский ур.18 и более
Высшее образование (неполное)
Высшее образование

После прохождения Формы 5 при успешной сдаче экзаменов школьник получает SPM образовательный сертификат. Далее, он идет на Форму 6 или выбирает одно из учебных заведений, где проходит специализированную подготовку по программам для поступления в национальный вуз (получает STPM образовательный сертификат или Foundation Diploma) или учится по подготовительным предуниверситетским программам зарубежных вузов. И все это длится еще 1,5 года, а то и более. В возрасте 20-21 года, когда российские студенты лихорадочно ищут себе место для работы после окончания университета, малайзийский абитуриент раздумывает над тем, в какой бы ему вуз поступить.

Кстати сказать, российские вузы выдвигают такие же требования к уровню образования малайзийцев, что и все остальные. Внимание проблема! Россия, в отличие от других стран не имеет государственного образовательного стандарта типа STPM, Foundation -Малайзия, CIMP — Канада, APTP — США, A Level — Великобритания, SACE, MUFY — Австралия, адаптированного к англо-саксонской системе образования. Сказанное — лучше представлено на схеме.

Обобщенная блок-схема процесса подготовки и получения образования в России малайзийскими студентами

К чести МАИ и Курского меда, надо заметить, что данные вузы разработали свои собственные программы доподготовки и успешно их обкатывают на благодатной малайзийской земле. Но национальной политики в этом вопросе по-прежнему не просматривается. Вывод: Минобразованию России необходимо срочно, засучив рукава, взяться за дело.

Курсы доподготовки к поступлению в вуз

Что касается организаций дополнительного образования, занимающихся подготовкой молодёжи Малайзии для обучения в вузах России, то эта проблема комплексная, но в основном здесь отсутствие желания российских вузов быть ближе к своему студенту (исключение МАИ и Курский мед). Соотечественники в Малайзии не дадут соврать, что в стране представлены филиалы многих вузов Великобритании, США, Германии, Австралии, Японии и Ю.Кореи… Часть из них самостоятельные, часть имеют совместные программы с университетами Малайзии. Вывод в форме вопроса-пожелания. Уважаемые ректоры вузов, Вам необходимо бороться за каждого абитуриента, приходя к нему домой.

«Русская школа» в Малайзии

Коротко об общеобразовательных школах, в которых основная масса предметов преподавалась бы на русском языке. «Русская школа» в Малайзии крайне необходима. Если охарактеризовать нашу страну по одному из признаков формы государства, то Россия это — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления и сильным Президентом (Президентская республика — а что делать?! Таков исторический процесс). И действительно, есть «Концепция «Русская школа за рубежом» (утв. Президентом РФ), которая определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих преподавание на русском языке в зарубежных странах. В каких-то странах она в полном объеме реализуется, в Малайзии нет.

Ключ находится в согласованности русскоговорящей комьюнити, т. е. соотечественников. Хочется процитировать Владимира Высоцкого:

Мы не сделали скандала,
Нам вождя недоставало,
Настоящих буйных мало,
Вот и нету вожаков.
Но на происки и бредни
Сети есть у нас и бредни,
Не испортят нам обедни
Злые происки врагов.

При этом, учитывая опыт наших партнеров по воспитанию молодежи Малайзии из той же Великобритании, нельзя снимать ответственности за «русскую школу» и с государства. Что имеется ввиду? Есть у нас госкомпании, имеющие интересы в Малайзии: Росатом, Ростехнологии, Рособоронэкспорт и др. — вот им должно быть и поручено совместно с соотечественниками взять на себя материальную и организационную сторону реализации, вышеупомянутой Концепции. И тогда, возможно, вопрос о внедрении российских технологий в экономику Малайзии пойдет легче. Вы скажете: — А меценаты? Ну, да… и меценаты.

Итоги

Обозначенные выше три проблемных вопроса, решаемы уже при нашей жизни, не надо их оставлять потомкам. В 2019 году, когда в должности Премьер-министра Малайзии находится доктор Махатхир Мохаммад, сама история предоставляет возможность поднять отношения между Малазией и Россией на ранее не досягаемый уровень. Например, в области образования. Россия, распахни малайзийцам дверь в высшее образование, и тогда, однажды сказанные слова: — «Границы России нигде не заканчиваются«, в очередной раз найдут своё подтверждение.